Люблю оптику, сейчас у меня 2 объектива для фотоаппарата : Мир-1В и Гелиос 44М-7 оба они имеют крепление M42 для присоединения к камере ( у него рабочий отрезок 45,5 мм, с соответствующим переходником его можно легко присоединить к любым современным камерам, кроме зеркальных камер Nikon, у которых больший рабочий отрезок и они требуют переюстировки объектива или стачивания упора крепления ); проведём тестирование первого из них для определения его сильных и слабых сторон, наиболее оптимальных условий съёмки и наиболее оптимальных установок для конкретных задач. Начнём с технических характеристик : фокусное расстояние фиксировано и равно 37 мм, диафрагма устанавливается в пределах f/2.8 – f/16 ( это объектив средней светосилы ), он рассчитан на плёнку размером 24 × 36 мм и на полнокадровые матрицы, угол обзора 60 градусов, минимальная дистанция фокусировки 0,7 м, в него встроены 6 линз в 5-ти группах, у них жёлтое просветление. У моего объектива 10 лепестков диафрагмы ( выпускались варианты с 8-ю и 10-ю лепестками ), форма отверстия намного ближе к кругу, чем у Гелиоса 44М-7; разрешение объектива по ТУ : 45/23 линий/мм ( центр/края ). Длина объектива 56 мм, наибольший диаметр оправы 59 мм, масса 200 г; к нему можно присоединить ввинчивающиеся оптические фильтры и насадки с резьбой 49 мм. Он скопирован с объектива Carl Zeiss Jena Flektogon 35mm F2.8; различные модификации Мир-1В выпускались с конца 1950-х годов.
На Micro Four Thirds матрице с кроп-фактором 2 угол обзора объектива уменьшается в 2 раза ( используется только центральная часть светового потока ) : с одной стороны это сужение поля зрения, с другой стороны это позволяет использовать только центральную часть объектива с наименьшим количеством искажений и наибольшим разрешением и даёт теле-объективы в компактном корпусе. Фотографии, снятые объективом Мир-1В можно увидеть по этой ссылке : тестовые фотографии объектива Мир-1В . Тестовое видео съёмки с контровым и боковым светом без пересжатия YouTube можно увидеть здесь : тестовое видео объектива Мир-1В.
У объектива есть кольцо предустановки диафрагмы так, что можно лимитировать минимальную диафрагму, хотя на матрице с кроп-фактором 2, скорее всего, нет большой необходимости его диафрагмировать. Кольцо управления самой диафрагмой сделано немного нелогично по отношению к маркировке на кольце предустановки : в положении минимальной диафрагмы она полностью открыта, в положении максимальной закрыта – видимо так технически проще реализовать эту конструкцию; и через какое-то время на это уже можно не обращать внимания : просто привыкаешь к этому и устанавливаешь её по наитию, зная в каком положении она закрывается и в каком раскрывается. Кольцо фокусировки с плавным немного тугим ходом : всё без нареканий, закручивать объектив можно за его мини-бленду и выкручивать с помощью кольца фокусировки, установив его на минимальный макро-режим. Передняя линза объектива расположена достаточно глубоко и закрыта с боков небольшой блендой, по этому объектив в походных условиях можно использовать без бленды-насадки.
У Гелиос 44М-7 глубина резко изображаемого пространства ( ГРИП ) маленькая и его легко навести на резкость даже при съёмке с рук и фокусируясь на экране камеры, тогда как у Мир-1В ГРИП высокая и его труднее навести на резкость, по этому с ним лучше снимать с помощью штатива. Так же у него средняя светосила и он требует больших экспозиций, по этому при съёмке с рук без стабилизации изображения снимки могут получаться смазанными и тут опять же полезен штатив. Цветопередача у Мир-1В довольно своебразная : в помещении и в облачную погоду можно даже сказать несколько брутальная : видимо, он меньше передаёт оттенки цветов и тёмные участки делает более тёмными; тогда как в солнечную погоду цветопередача вполне естественная. На матрице с кроп-фактором 2 у него вообще нет хроматических аберраций даже на полностью открытой диафрагме и по краям; и он хорошо держит контровой и боковой свет, хотя бленда не помешает, когда Солнце близко к краю кадра.
Этим объективом нужно уметь пользоваться, он требует более чёткой наводки на фокус и немного больших экспозиций, его нужно или использовать со штативом или учиться держать камеру в руках так, чтобы уменьшить её тряску. Ещё один плюс : в объективе нет электроники и его корпус сделан из металла, скорее всего, это алюминий, по этому он более устойчив к сотрясениям. В целом объектив Мир-1В – отличный при умелом использовании и даёт качество снимков намного лучшее, чем многолинзовые комплектные зум-объективы камер, тем более за те деньги, за которые его можно приобрести.
Дополнительные снимки, сделанные этим объективом на природе можно увидеть в статье Белый Камень в декабре. Тут я ещё только учился им пользоваться и многие снимки смазаны, так как снимал с рук без стабилизации изображения. На следующей неделе схожу и распечатаю миру для тестирования объективов, сделаю её снимки и добавлю их к статье вместе с описанием и результатами тестирования, но уже можно сказать, что раз объектив работает на матрице с кроп-фактором 2 и используется только центральная часть светового потока, то он будет давать очень чёткое изображение даже на открытой диафрагме, так же как он даёт изображение свободное от хроматических аберраций. В январе или феврале также закажу макро-кольца и протестирую этот объектив в более макро-режиме с большим увеличением и с более близкого расстояния. Если у вас есть предложения по проведению других тестов объектива, то пишите их в комментариях к статье : я их проведу, если они позволят полнее раскрыть его технические характеристики. В следующей статье протестирую монстра советской оптики : Гелиос 44 М-7 с разрешением 50 линий по центру кадра и апертурой 2.
Обновление 16.1.10 : прилагаю снимки тестовой миры для определения резкости изображения объектива и его геометрических искажений ( в статье только PNG-вырезки из этих изображений, полные версии в альбоме с остальными фотографиями ); мира немного повёрнута вокруг оптической оси объектива и, видимо, её правый край немного ближе к камере, чем левый, но уже можно сделать выводы. Во-первых, диафрагма 2.8 у объектива вообще мало пригодна к использованию, на ней он сильно мылит изображение даже на матрице с кроп-фактором 2 и даже близко к центру изображения; диафрагмы 4 – 5.6 дают уже достаточно чёткое изображение и они являются его рабочими, диафрагмы до 8, включительно, тоже дают качественное изображение и их можно использовать со штативом. Во-вторых, диафрагмы 11 – 16 также уже мало пригодны для использования в виду необходимости очень больших выдержек и того, что с ними изображение становится нечётким уже из-за дифракционных эффектов. От сюда дополнительные выводы : и на Micro Four Thirds матрице с кроп-фактором 2 у этого объектива полезно закрывать диафрагму и использовать значения 4 – 5.6 – 8 для получения наиболее резких снимков без дифракции.